Инновационная и экспериментальная работа школы характеризуется преемственностью и непрерывностью.
2020-2021-2022
С 01.03.2020 школа официально работает в статусе районной опорной площадки (РОП) по теме "Волонтерское движение обучающихся".
Решение принято на заседании Научно-экспертного совета при ГБУ ИМЦ Калининского района 16 января 2020 (pdf, 30 Kb)
Новости опорной площадки будут публиковаться в Живой школе на официальном школьном сайте в разделе "Инновационная деятельность".
2018-2019
В апреле 2018 года школа подготовила собственный проект развития на 2019-2021 годы, сфокусировавшись на «Формировании современной цифровой образовательной среды образовательного учреждения».
Выдержки из пояснительной записки
(«Формирование современной цифровой образовательной среды образовательного учреждения», апрель 2018)
- Основная идея инновационного развития школы
Основные идеи проекта связаны с общими тенденциями в неизбежных системных преобразованиях в области российского образования, обусловленных качественными изменениями роли информации и цифровых технологий в мире. При обращении к теме особенно остро встают вопросы актуальности и новизны не в формальном, а прагматическом аспекте.
Проблемы и задачи формирования современной цифровой образовательной среды активно обсуждаются в разной терминологии с начала 2000-х годов. Они нашли свое воплощение в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Приоритетном проекте в области образования "Современная цифровая образовательная среда", Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Мы знакомы с опытом специалистов и образовательных учреждений Санкт-Петербурга в области, непосредственно связанной с темой проекта. Это школы 296, 528, 328, 640, лицей 590. С их лучшими достижениями школа 72 соотносит свои собственные планы развития.
У школы есть опыт:
- опыт ОЭР 2008-2011
- опыт ОЭР 2012-2015 (полный дневник проекта http://schule72spb.ru/admin/oer0/html):
- опыт эвристического гибкого планирования и документированной достоверной отчетности
- опыт проведения районных и городских
- опыт проведениясобственных конференций
- опыт собственной издательской деятельности
- опыт разработки и запуска жизнеспособных сетевых продуктов,
- опыт и уверенная работа с облачными технологиями и ресурсами web 2.0
- опыт организации внутрифирменного повышения квалификации по инновационным педагогическим технологиям и ИКТ в образовательной практике
- опыт и уверенная профессиональная деятельность в цифровом пространстве, длинный и содержательный цифровой след.
Инновационная деятельность школы в настоящий момент является логическим продолжением работы, начатой школой в рамках ОЭР 2012-2015 года и продолженной в 2015-2017 в виде собственных инициативных внутрифирменных проектов. Подробно о задачах, этапах и мероприятиях см. в разделе Живой Школы -http://schule72spb.ru/admin/oer-innov.html.
В 2016 году школа зарегистрировала доменный аккаунт Google и в 2017 начала этапную работу развертывания организационной и образовательной среды на основе технологии Google для образования и комплекса G-Suite.
Инновационная деятельность школы включает
- сопровождение и развитие сетевых ресурсов, включая реконструкцию и сохранение архива Живой школы;
- развитие разделов портфолио школы и портфолио педагогов на портале «Инновации и традиции в общеобразовательной школе»;
- продолжение издательской деятельности школы в виде публикации выпусков «Ежегодного научно-методического альманаха»;
- организацию внутрифирменного повышение квалификации педагогов школы в области ИКТ и сетевых и облачных технологий в очной (семинары и практические занятия) и дистанционной форме (работа консультационного пункта, методическое сопровождение и техподдержка);
- интеграцию инновационных технологий в управленческую и учебную деятельность школы;
- применение инновационных педагогических технологий, основанных на подключении к практической учебной работе элементов дистанционного обучения;
- совершенствование форм и использование новых сетевых форматов для взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Школа начала активное подключение к доменному аккаунту КЭП/ИОС учеников школы и пилотное апробирование ресурсов для дистанционного сопровождения учебного процесса, в том числе домашнего обучения, организации проектно-исследовательской деятельности, расширения диапазона форматов внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Это всё - опыт непрерывного поступательного, методологически целесообразного движения в логике развития школы в цифровом пространстве с учетом меняющихся обстоятельств. Главное – изменить статус ИКТ и сетевой составляющей в деятельности педагогов и школы с «экзотического» на обычный и профессионально значимый.
У школы есть административный, педагогический и инновационный потенциал.
В планировании работы по проекту мы исходим
- из принципа «открытости» школы;
- из принципа «социальной востребованности»;
- из принципа «непрерывного обучения»;
- из представления о том, что субъектами проекта и его бенефициантами становятся все участники образовательного процесса;
- из данности современного информационного общества и цифрового образовательного пространства.
Мы можем внести свой вклад в разработку этих проблем, работая ответственно и методично, двигаясь вглубь проблематики, выявляя "горячие точки" и апробируя модели, алгоритмы, критерии и форматы.
В подходе к работе над темой мы для себя разводим понятия информационно-образовательной среды (ИОС) и более широкого цифрового образовательного пространства школы. Цель проекта – поступательное и динамичное развитие школы по развитию цифровых ресурсов и сетевых компонентов по двум векторам: внешнему - в сторону открытости школы для внешнего мира и наращиванию средств внешней цифровой коммуникации с педагогическими сообществами - и внутреннему – в сторону более полного и целесообразного использования цифровых ресурсов информационно-образовательной среды собственного доменного комплекса для внутреннего взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса.
Тем самым, цели – изучение и моделирование комплекса материальных, финансовых, административных, кадровых условий для успешной образовательной деятельности в современном цифровом пространстве.
Дифференцированно это можно представить себе в
- процедурах детального изучения и проработки значимых для деятельности школы административных рамок (в виде управленческих моделей и локальных актов),
- активном включении в инновационные процессы учеников и родителей,
- выявлении и, по возможности, формировании материально-технических условий деятельности (закупка и установка оборудования, приобретение ПО, использование сетевых и облачных технологий),
- повышении квалификации в области ИКТ и социально-психологической подготовке педагогов к деятельности в соответствии с новым профессиональным стандартом,
- создании современной технологической закрытой и открытой среды для взаимодействия.
Задачи, сформулированные ниже, являются рамочными, поскольку предполагают решение через использование различных комбинаций педагогического и технического инструментария.
С учетом сформулированных выше целей, а также принципа взаимообусловленности и взаимовлияния всех участников образовательного процесса в проекте предполагается решить следующие задачи:
- провести диагностикуобразовательной деятельностишколы в соответствии с новыми задачами цифрового века, в том числе деятельности педагогов и урочной деятельности;
- выявить проблемные и перспективные направления, проведя исследовательскую работу по пилотным проектным направлениям и фокус-группам;
- определить критерии оценки эффективности работы и планируемых достижений по тематическим направлениям;
- осуществлять мониторинг динамики процессов по сущностным критериям;
- разработать методикиорганизации повышения квалификации по модульному принципу с сочетанием очных, дистанционных и сетевых форм обучения и обмена опытом;
- подготовить содержательные модули для разного целевого использования в организации обучения педагогов, школьников, родителей;
- ввести и использовать наставничество по предметным областям и кураторство по инновационным технологиями как управленческий и образовательный ресурс взаимопомощи и обучения;
- сформировать полноценную среду для взаимодействия всех участников образовательного процесса как ресурс организации дополнительного образования, внеурочной деятельности, коммуникации участников образовательного процесса с элементами открытых и закрытых форм коммуникации;
- подготовить комплекс и провести организацию сетевых событий и активностей, работающих на повышение эффективности использования ИКТ и формирование новых сетевых коммуникативных навыков с участниками образовательного процесса, в том числе с учетом социально-психологических и воспитательных задач образования;
- провести реконструкцию/редизайн комплекса сетевых ресурсов школы для оптимизации доступа к ним учеников, родителей и педагогов.
Технический комментарий
Работа ведется в доменном аккаунте школы.
Программа включает только общую логику и рамочные сроки организации работы по темам проекта ОЭР, причем в фокусе деятельности находится планирование подготовки продуктовых результатов.
В реальности эта работа требует особого инструментария и детального гибкого планирования с учетом не всегда однозначно и четко определяемых промежуточных результатов, реальной трудоемкости и эффектов, а также оценки валидности деятельности по частным тематическим областям.
При планировании по эвристическому принципу мы учитываем вероятность отказа и сбоя при выходе на промежуточные результаты, в таких случаях предусматривается сдвиг в планировании, замена задачи или исполнителя с обязательным анализом причин неуспешности реализации задачи, оформленном в виде аналитической записки.
По каждой теме формируется закрытый интерактивный паспорт проекта с детализацией участников, конкретных тем, сроков и частных задач.
Темы в рамках проекта формулируются от конечных продуктовых результатов, но разрабатываются комплексно, с определением задач участников и кураторов по направлениям:
01 Формирование цифрового пространства
02 Уроки с элементами автоматизированной оценки
03 Цифровые инструменты учебной деятельности
04 Индивидуализация, доступность
05 Критерии оценки цифрового пространства школы
06 Портфолио
07 Цифровые методические комплекты
08 Медиа-центр, медиа-пространство
Направления работы, значимые для всех тем/продуктов
Организация деятельности
- Управленческий принцип - Пирамида ответственности и проектные менеджмент
- Коммуникация - очная и дистанционная в синхронном и асинхронном режиме
- Рабочие встречи координационно-методического совета не реже 1 раза в два месяца.
- Рабочая среда - Googleдиск с ограниченным доступом.
- Организационный принцип - применение технологии проектирования (метода проектов), применение принципа эвристического планирования
- Планирование работы производится от конечного продуктового результата, принцип ТЗ, принцип коллективного соавторства и ответственности.
- локальные акты - положение, регламент;
- создание координационно-методического совета;
- определение цифровых инструментов осуществления деятельности;
- мониторинг промежуточных результатов;
- планирование этапов и задач, коррекция этапов и задач;
- определение критериев оценки промежуточных результатов
- взаимодействие по проекту;
- определение персоналий и коммуникация с консультантами, экспертами, социальными партнерами.
- Для демонстрации материалов создается их демонстрационная копия.
Повышение квалификации педагогов, организация и информационное и техническое сопровождение
- внутрифирменное ПК в очно-дистанционном формате по модульному принципу
- дистанционное - на проверенных внешних ресурсах
Информационное-методическое и технологическое сопровождение деятельности на основе информационных ресурсов
Реализация кураторства и наставничества при работе над темами, в особенности
Социально-психологическое сопровождение проекта и работы по направлениям
- мониторинг удовлетворенности участников проекта
- просветительская работа в родителями и школьниками об особенностях цифрового пространства
Психолого-педагогическое сопровождение школьников, родителей
Совершенствование метода портфолио
- Проработка качественно-количественных критериев оценки и принципов формирующего оценивания для школьников и педагогов
- Рекомендации по созданию вариативных моделей содержания портфолио школьников
- Модели портфолио тематических проектов
Разработка вариативной структуры учебно-методических комплектов по пилотным направлениям работы ОУ в помощь участникам проекта. Предварительный состав
- 00 Управление школой - виртуальная учительская, безбумажная школа
- 01 Цифровые технологии в образовательной деятельности
- 02 Воспитательная работа. Работа с родителями
- 03 Домашнее обучение. Семейное обучение
- 04 Долгосрочные проекты. Проектная и учебно-исследовательская деятельность
- 05 Портфолио - портфолио педагогов. портфолио классов. Портфолио школьников. Общий раздел. Академический раздел. Раздел Языковой портфель
- 06 Школьный медиа-центр.
- 07 Дистанционное обучение
- 08 Иностранные языки. Комплекс. Международные проекты
- 09 ОДОД
- 10 Комплекс ресурсов педагога
Создание банков данных, библиотек и баз знаний
- выполненных проектов
- методических разработок уроков
- пакетов памяток и рекомендаций
- инструкций по ресурсам
- шаблонов для оценивания
- прототипов, шаблонов, моделей рабочих материалов
- коллекций примеров
- коллекций ссылок (линкотеки)
Диссеминация опыта
- Альманах - ежегодно выпуски январь-июнь
- Конференции (собственные, районные) - ежегодно ноябрь
- ИТНШ - ежегодно, март
- Районные семинары по частным направлениям темы ОЭР - предложения в план в мае на следующий учебный год
- Городские семинары по частным направлениям темы ОЭР - предложения в план в мае на следующий учебный год
Участие в конкурсах и сетевых проектах (апробация)
- Конкурсы инновационных продуктов - уточнить сроки, 1 раз в год
- Общероссийский рейтинг школьных сайтов - с добавлением новых ресурсов школы, 2 раза в год
- Конкурсы педагогического мастерства - уточнить сроки, у раз в год
- Дистанционные конкурсы образовательных продуктов - по мере объявления конкурсных процедур.
- Сетевые проекты с социальными партнерами с конкурсными или соревновательными процедурами
2017-2018
Пояснительная записка к разделу «Инновационная деятельность школы» годового плана на 2017-2018 учебный год ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга
Инновационная деятельность школы в 2017-2018 учебном году является логическим продолжением работы, начатой школой в рамках ОЭР 2012-2015 года и продолженной в 2015-2017 в виде собственных инициативных внутрифирменных проектов. Подробно о задачах, этапах и мероприятиях см. в разделе Живой Школы - http://schule72spb.ru/admin/oer-innov.html.
Школьная ИОС включает
Адреса основных групп (сообществ, пабликов):
Дополнительные адреса тематических групп:
В 2016 году школа зарегистрировала доменный аккаунт Google и начала этапную работу развертывания организационной и образовательной среды на основе технологии Google для образования и комплекса G-Suite.
Инновационная деятельность школы 2017-2018 включает
-
сопровождение и развитие сетевых ресурсов, включая реконструкцию и сохранение архива Живой школы;
-
развитие разделов портфолио школы и портфолио педагогов на портале «Инновации и традиции в общеобразовательной школе»;
-
продолжение издательской деятельности школы в виде публикации очередного выпуска «Ежегодного научно-методического альманаха»;
-
организацию внутрифирменного повышение квалификации педагогов школы в области ИКТ и сетевых и облачных технологий в очной (семинары и практические занятия) и дистанционной форме (работа консультационного пункта, методическое сопровождение и техподдержка);
-
интеграцию инновационных технологий в управленческую и учебную деятельность школы;
-
применение инновационных педагогических технологий, основанных на подключении к практической учебной работе элементов дистанционного обучения;
-
совершенствование форм и использование новых сетевых форматов для взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Спецификой 2017-2018 учебного года является активное подключение к доменному аккаунту КЭП/ИОС учеников школы и пилотное апробирование ресурсов для дистанционного сопровождения учебного процесса, в том числе организации проектно-исследовательской деятельности, расширения диапазона форматов внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Пилотные образовательные проекты тестируются
-
для обучения работе в оболочке google-класса (пилотная группа учителей «ИКТ-актив»)
-
для работы по предметным областям – учителя иностранных языков и учителя-предметники
-
в работе классного руководителя – портфолио класса, портфолио учеников старших классов
-
в комплексной работе учителя начальных классов – портфолио класса + внеурочные активности
-
в работе службы сопровождения;
-
в управленческой работе школьного администратора.
В течение года апробируются комбинации ресурсов доменного аккаунта, проводится мониторинг активности, осуществляется техподдержка, вырабатываются рекомендации для массового целевого использования ресурсов ИОС в школе.
2016-2017
2016-2017 учебный год - в области сетевых ресурсов школы - запланирован нами как год концептуализации информационно-образовательной среды школы, реконструкции основного сайта, развития новых компонентов ИОС.
В настоящее время наши основные сетевые проекты - это