О методике работы и задачах кружка "Юный экскурсовод"
В содружестве с Исаакиевским собором школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка проводит курс на немецком языке для учащихся старших классов «Юный экскурсовод». По окончании обучения ученики смогут провести экскурсию по собору и рассказать немецким школьникам из Гамбурга все, что они узнали об Исаакиевском соборе, конечно, на немецком языке. Величественная красота архитектуры, скульптуры, мозаики, живописи собора вызывает интерес учащихся. Возможно, в будущем они свяжут свою жизнь с профессией экскурсовода и на немецком языке смогут проводить подобные экскурсии.
Воспитательное развивающее значение проекта, который помогает узнать историю одного из музеев города, переоценить невозможно. У ребят, конечно же, появляется чувство гордости за свою страну, город.
Собор принадлежит к сокровищам мирового культурного наследия, и его влияние на формирование нравственного и духовного в жизни неоценимо.
Мы начнем курс с изучения трех церквей – предшественников собора. Их история возвращает нас в далекие времена начала XVIII века. Растущему столичному городу нужна была церковь. Среди первых зданий в 1710 году была сооружена церковь, в честь легендарного византийского монаха Исаакия Далмацкого ее назвали Исаакиевской. Затем были вторая и третья церкви, а в 1818 году, во времена правления Александра I, было принято решение о строительстве новой церкви под руководством Монферрана.
Фигура этого архитектора вызывает интерес у детей. Они внимательно изучают все, что связано с ним, и тот факт, что Монферран умер через несколько дней после завершения строительных работ, делает его фигуру таинственной. Александр II не разрешил похоронить Монферрана, как это было принято, под последним его творением. Его прах был отвезен во Францию, и там могила затерялась.
Из мастеров, трудившихся на строительстве, выделяется фигура бывшего крепостного Максима Салина. Это талантливый художник-самородок создал великолепную модель здания. Она была передана царю, Максим Салин получил за это «вольную». Мастер проработал на строительстве 27 лет. Монферран оказывал ему помощь. Далее судьба его трагична, он умер забытый всеми.
Интересно будет ученикам познакомиться с интерьером Исаакиевского собора. Облицовочный камень – это целая тема, ведь для строительства использовались полудрагоценные камни и облицовочный мрамор. Мрамор завозился из Франции, Италии, а также из России. Малахит с Урала применяли для монолитных изделий, только используя особый метод «русской мозаики».
Более 150 картин, находящиеся в соборе, познакомят учащихся с достижениями русской школы живописи.
Мозаика Исаакиевского собора – еще одна страница в изучении курса, ведь с ее помощью, были сохранены некоторые картины для будущих поколений. Монферран в 1842 году предложил заменить живописные произведения в соборе копиями из мозаики. Как создавалась мозаика? Этот вопрос будет интересен для будущих инженеров.
Скульптура Исаакиевского собора, особенно сводов и барабана купола, занимает большое место в убранстве собора.
Курс затрагивает также вопросы возникновения христианства и вопросы религии.
Подробный перевод экскурсии на немецкий язык будет проходить каждый урок. Будет рассматриваться лексика религиозного и светского характера. Ученики должны будут продумывать, как рассказать о внешнем облике собора и его внутреннем убранстве, о его истории на немецком языке. Полезность таких занятий, при изучении языка, не может вызвать сомнений. Кроме того, знакомство с историей и прикосновение к сокровищам мировой культуры формируют в учащихся творческое отношение к любому настоящему, интересному, увлекательному делу.
Ольга Николаевна Колобова